?=$arResult['NAME']?>

Многие слышали об используемом психологами терапевтическом методе – психодраме, но не все понимают, в чем ее суть. Психодрама – это не театральная постановка, хотя участники разыгрывают ситуацию по ролям (но называются они не актерами, а протагонистами). Метод глубокого психоанализа, используемый в игре, позволяет проникнуть в человеческую природу, раскрыть внутренний мир индивида и суть его взаимоотношений с окружающими. Каждый участвующий в психодраме выражает свои переживания.

Понятие психодрамы

Психодрама – это психологическая терапия, осуществляемая через драматическую импровизацию, во время которой участники группы разыгрывают определенную ситуацию по ролям.

Если говорить коротко, то психодрама позволяет анализировать внутреннее состояние личности. В основу ее положена спонтанная игра. Задается значимая для человека тема, и группа участников без предварительной подготовки, именно в игровом процессе выражает свои чувства и эмоции.

терапия.jpgВпервые идея коррекции психологического состояния через психодраму была применена после окончания Первой мировой. В то время известный австрийский психолог Якоб Леви Морено создал свой экспериментальный «спонтанный театр». Наблюдая за детьми в парках Вены, Морено видел, как легко они превращают собственные фантазии в игру.

В дальнейшем психолог развивал и совершенствовал свою методику, в итоге он считается основоположником не одной лишь психодрамы, но и групповой терапии. Хотя методу более ста лет, он актуален до сих пор, и становится все более популярным в Европе и Америке. Базовые понятия психодрамы: ролевая игра, спонтанность, инсайт, катарсис, теле.

Охарактеризуем каждый из них.

Ролевая игра

Прежде всего нужно сразу же отделить психодраму от театральной постановки. Играя в спектакле, актеры заранее читают сценарий и учат свою роль наизусть. В ходе действия возможности для импровизирования у них минимальны: как правило, все в руках режиссера. Полная противоположность этому – психодрама. Никакого определенного сценария тут нет, участники все придумывают в процессе игры.

сценарий.jpg

Спонтанность

Действие в психодраме развивается исключительно спонтанно. Это означает, что участники-«актеры» реагирует на реплики друг друга абсолютно естественно, воспринимая их как нечто непредсказуемое. То есть, делают то же самое, что в реальной жизни, лишь обстоятельства подразумеваются не настоящие, а выдуманные. Вообще, понятие спонтанности очень важно практически для всех видов психотерапии. Большая часть больных находится под «железным» влиянием стереотипов поведения, неких шаблонов, а поэтому крайне зажата. Детская раскрепощенность, то есть спонтанность, давно утрачена, и цель психодрамы – ее вернуть, сняв с человека психологическую защиту. Это дает возможность преодолеть многие комплексы и избавить пациентов от неврозов.

Теле

Прежде чем дать понятие теле, нужно вспомнить о трансфере, о котором говорил Зигмунд Фрейд – родоначальник психоанализа. Имеется в виду метод перенесения больным значимых для него чувств на психолога. Впоследствии сторонники фрейдовского учения ввели аналогичный термин «контрперенос», который означает осознанное (эмпатийное) «проживание» специалистом эмоционального состояния пациента.

метод.jpg

Якоб Леви Морено создал собственную методику, в которой удачно соединил трансфер и контрперенос, и назвал ее «теле». В теле эмпатия распространяется не только на пару «психолог-протагонист»: ситуацию «проживает» вся группа, то есть сопереживают все участники психодрамы.

Катарсис

Античные греческие философы называли катарсисом духовное просветление, очищение, которого человек достигает, пройдя через муки, страдания. В психоанализ это понятие введено З. Фрейдом, подразумевавшим под катарсисом эмоциональные переживания, в процессе которых раскрываются истинные причины неврозов пациентов. Этим методом достигается снятие нервного напряжения, состояние пациента облегчается. Такое явление применяли в своей практике многие психотерапевты, Морено лишь упорядочил понятия, дав катарсису еще одно толкование. Катарсис, согласно методике Морено, требуется пережить не только самому больному, но и всем остальным участникам процесса (психодрамы).

Инсайт

В переводе с английского это понятие означает спонтанное озарение. В пример можно привести Сократа, неожиданно сделавшего важное открытие, вскрикнув слово «эврика». В сегодняшней психотерапии инсайт подразумевает внезапное осознание больным причины своего психического недуга, а иногда изменения в восприятии себя как личности, переоценку самого себя.

psycho-drama.jpg

В принципе, цель психодрамы и заключается в достижении пациентом состояния катарсиса.

До начала процесса психолог объясняет всей группе суть предстоящего разыгрывания психодрамы, способ ее поэтапной реализации. Способность к восприятию материала зависит от степени подготовленности участников, и это также учитывается специалистом.

Главные методы психодрамы

Вариантов данного метода психотерапии существует много, но главные из них это: двойник, монолог, метод отображения, взаимный обмен.

Двойник

Суть метода заключается в следующем. Среди участников группы избирается один, которому предстоит «дублировать» главного героя (то есть протагониста), стать как бы его двойником. Кто именно станет таким двойником, решает сам пациент, вся группа либо психоаналитик. Дублер внимательно прослушивает монолог протагониста, его задача – в любой момент вступить вместо «главного героя» в поиск решения его проблемы, то есть продолжить монолог. Можно несколько усложнить задачу: дублер должен досказать за пациента то, что тот по каким-то причинам оставил «в тени».

двойник.jpgПри реализации описанной методики происходит эмпатийное сопереживание «двойником» ситуации протагониста, идентификация чужой личности с собственной. В процессе психодрамы участники постоянно обмениваются ролями, дабы каждый получил возможность побыть и главным персонажем, и «двойником».

Иногда в действие включаются и другие члены группы, в таком случае возникают дополнительные «Я» протагониста, высказывающие то, что не смог или не захотел озвучить он сам или его дублер.

Самое главное в этом методе: дублер никогда не выступает от собственного лица, он обязан «вселиться» в протагониста, принять на себя его образ, говорить его внутренним голосом. При этом двойник может и даже должен менять оттенки своей роли: становиться то скептически настроенным, то ироничным, то откровенным, и т.д. Воплощая самые разные характеры, все игроки не только примеряют на себя чувства и эмоции главного героя, но и отображают свои собственные переживания. Большинство психоаналитиков считают, что психически здоровый человек всегда способен оценить свою личность «со стороны», а также по-иному посмотреть на окружающую действительность.

Метод отображения

Реализуя этот метод, члены группы начинают изображать из себя основного персонажа, то есть входят в его роль. Протагонист при этом имеет возможность взглянуть на себя глазами окружающих, воочию убедиться, как они воспринимают его личность. Часто это помогает человеку подкорректировать мнение о самом себе, внести поправки в свое поведение, пересмотреть мировоззрение.

воображение.jpg

Монолог

Монолог – это речь протагониста и участников группы, выступающих в роли его «второго Я». Все высказываются на тему, значимую для главного героя. Протагонист пытается раскрыть свою проблему как можно полнее, чтобы эффективно донести ее суть до всех участников группы, а заодно еще и еще раз переосмыслить. Наблюдая за реакцией других людей, пациент открывает для себя новые, не замеченные ранее нюансы.

Взаимный обмен

Участники психодрамы зачастую меняются ролями. Пациент берет на себя образы как протагониста, так и дублера или «второго Я». Это способствует лучшему анализу собственной личности, более адекватной оценке собственных качеств, а также пониманию мотивов окружающих людей.

обмен.jpgВсе методы различаются чисто условно, ведь в основе их лежат одинаковый элементы, просто комбинации их различны. Талантливому специалисту, руководящему группой, удается достичь наиболее выгодного соотношения, вовремя заменяя один элемент другим.

Несколько слов о других методах психодрамы.

Свеча

Главным персонажем, «вторым Я», «двойником» на протяжении игры становятся поочередно все участники группы.

Проекция будущих событий

Протагонист рассказывает о своем видении событий, которые должны произойти в ближайшем или более отдаленном будущем. Поощряются любые фантазии.

Разговоры при свечах

Главный персонаж располагается спиной к остальным и слушает, как они обсуждают его поведение, высказывания, фантазии.

разговоры.jpgЛюбой тип групповой терапии так или иначе включает в себя элементы психодрамы. Методика также успешно применяется при лечении таких недугов как алкоголизм, наркомания, нервные расстройства разной степени тяжести, а также в целях корректировки поведения.

Психодрама Я. Л. Морено

По признанию самого Морено, мысль об использовании данной методики пришла к нему после беседы с неким начинающим актером. Артист рассказал психологу о сложных отношениях с любимой девушкой. Поговорив с другими актерами театра, Морено устроил импровизацию на сцене, где его клиент поведал о своих страданиях и выразил эмоции. Эксперимент оказался весьма успешным и принес пользу и клиенту, и остальным членам труппы.

После этого Морено продолжил свои опыты групповой игры, добавив кое-какие формализированные методы, разработал приемы, которые потом стали «классикой жанра». В основе разработок лежит постулат Морено, что каждый человек обладает определенными способностями к игре, перевоплощению в иные образы, и это природная данность. Все это способствует тому, что поиску выхода из собственных проблем человек может и должен подходить творчески. Разыгрывая свою ситуацию, пациент начинает видеть пути разрешения внутренних конфликтов, задействуя при этом спонтанность и креативные находки. Все члены группы становятся эмоционально связанными между собой, наступает катарсис, обнажающий пути к повышению творческой активности каждого.

групповая психодрама.jpgПо словам Морено, психодраму следует понимать как науку, ведущую к постижению истины путей импровизации. Группа участников становится как бы отображением окружающей действительности, «концентрированным миром», погружаясь в который, протагонист имеет возможность разрешить свои личные противоречия. Пациент разыгрывает собственные страхи, мысли, амбиции, мечты. Суть терапии заключается во втягивании всех участников «спектакля» в разбор актуальной ситуации, и, кроме того, воспоминаний прошлого и иных впечатлений.

Базисом данной терапии является именно действие: душа как бы постигает себя в действии, импровизации. Делая мысленный анализ своим проблемам, человек легче добивается понимания сути причин происходящего. Внутренние выводы выводят на поверхность факторы, повлиявшие на то или иного развитие ситуации. Что касается психодрамы, то она, напротив, заставляет человека выносить проблему наружу, зримо воплощать ее в действии. Это дает возможность оценить ситуацию нестандартно, рассмотреть ее под иным углом. События из прошлого как бы получают возможность развернуться еще раз – в настоящем. Человеку предоставляется прекрасный шанс пристально рассмотреть все снова, с других точек зрения, задействуя при этом такие психические функции как мышление, интуиция, ощущения.

Метод групповой терапии может показаться достаточно простым, однако на самом деле игра основывается на сложном действии и состоит из нескольких этапов. Конфликтную ситуацию требуется пережить в ролевом «спектакле», то есть представить ее драматически. Таким образом, человек «оживляет» какие-то забытые мысли и события, вновь прорабатывает их, анализирует, используя собственный внутренний голос. Почти все пациенты, которым довелось участвовать в психодраме, говорили о ней как об исключительно важном этапе своей жизни, позволившим перевести отношения с окружающей действительностью на другой уровень.

переживания.jpgКаждый из нас испытывает на протяжении жизни сильные эмоциональные переживания. Со временем они уходят на задний план, и все-таки неосознанно оказывают влияние на наше мировоззрение и поведение. Это означает, что они повлияли на нашу психику, «укоренились» в сознании. Не проанализировав такие переживания «по горячим следам», мы впоследствии можем вернуться к ним для всестороннего переосмысления. И вот тут неоценимую помощь может оказать психодрама как метод высвобождения эмоций.

Техника процесса психодрамы

Остановимся на описании некоторых техник психодраматического действа.

Магазин

Члены группы разделяются на «продавцов» и «покупателей», разыгрывая возможные конфликтные ситуации. Это могут быть как популярные, распространенные ситуации, так и не совсем типичные. Ситуацию выбирают сами участники. Протагонист при этом выступает в разных ролях, взаимодействуя с остальными «актерами». Таким образом человек учится отстаивать собственные интересы, искать пути компромиссных решений, без которых немыслимо существование в социуме.

Автобус

Все игроки делятся на два круга. Один из кругов – это «пассажиры-безбилетники», а второй – «контролеры». Взаимодействуя между собой, те и другие выражают свои эмоции: оправдываются, стыдят, взывают к совести, сочувствуют и т.д. Каждый в таких диалогах, по сути, проявляет свое внутреннее «Я». После импровизации все приступают к анализу поведения – своего и остальных участников.

Необходим обмен ролями, чтобы каждый мог почувствовать себя в разном качестве.

Когда люди обращаются к психоаналитику, они, конечно, осознают, что страдают определенными комплексами. Терапия, в основе которой лежит психодрама, успешно лечит такие негативные проявления как зажатость, неуверенность в себе, страх публичности и т.д.

техника.jpegЛюди, исполняющие роли «безбилетников», избавляются от боязни контролеров, учатся открытому выражению своей позиции. «Контролеры» же получают возможность потренироваться в проявлении отказа, иными словами, учатся говорить «нет» несмотря на навязчивые требования и просьбы «пассажиров». Когда же они входят в положение «безбилетника», то получают урок понимания проблем другого человека, даже если это противоречит строгим предписаниям.

Семья

Для одного из участников психодрамы разыгрывается его типичная семейная ситуация. Роли участникам протагонист назначает сам. Это дает возможность по-иному оценить положение дел и отношения в семье, а также переоценить собственное поведение и поведение других членов семьи. По окончании импровизации участники группы, как всегда, анализируют ее.

Монолог с дублером

Главный «актер» становится в центр круга и пытается с помощью жестов, мимики, фраз донести до остальных свои актуальные на данный момент переживания. Через какое-то время за его спиной располагается дублер, который, используя мимику и жесты, как бы «копирует» речь протагониста. В этих ролях по очереди выступают все члены группы. В конце вся группа анализирует, как точно удалось главному игроку передать свои чувства, а дублеру – воспроизвести их. Все это позволяет участникам психодрамы научиться более точно воспринимать эмоции других людей, приобретать навыки общения в социуме.

Методики могут воспроизводиться и переигрываться неоднократно, так как не каждый человек способен сразу вникнуть в собственную роль, понять цели руководителя группы.

Психодрама полезна для людей любого возраста, так как помогает высвободить эмоции, о которых человек, быть может, даже не подозревал.
Оцените статью
3.44 (2)

Комментарии0
Комментариев пока нет, оставьте первый комментрий!
Ваш комментарий
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений