?=$arResult['NAME']?>

Что такое семья и какова ее роль в жизни человека

Семье обычно отводится высокая роль основы, или, образно говоря, «ячейки» общества. Если согласиться с подобной трактовкой, именно из таких «ячеек» строится нормальный, здоровый социум. Так ли это на самом деле? Действительно ли значение такой структуры, как семья, столь важно для правильного общественного устройства?

Каждая эпоха накладывала свой отпечаток на представления о семье, к тому же они существенно отличаются у различных народов. В наше время эти отличия все так же актуальны.

Что такое семья

Классическое определение семьи: это группа людей, объединенная по родственному признаку и ведущая совместный быт.

В общем-то, люди соединяются в семью для того, чтобы продолжить свой род и воспитать потомство. Поэтому, когда говорят о семье, имеют прежде всего двоих супругов и их неженатых (незамужних) детей. Но эта структура часто «дополняется» родителями супругов (бабушками и дедушками), а также другими категориями родственников. Иногда второй супруг отсутствует, или в семье нет детей. Есть семьи с усыновленными (удочеренными) детьми. Вариантов может быть множество. Кроме быта, членов семьи связывают моральные обязательства, какие-то общие духовные установки.

Если рассмотреть животный мир, то становится ясно, что наиболее высокоорганизованными организмами являются те, которые связаны общественными отношениями. И интеллект, и способность к выживанию у таких животных, безусловно, выше. У самых развитых видов животных структура сообществ наиболее сложная. Поэтому на первый взгляд человеческие семьи – это показатель самого высокого уровня развития, достигнутого цивилизацией. Но на деле это суждение неверное. Внутри социума много иных структур: объединения по национальному, профессиональному, политическому признакам и даже по увлечениям, интересам. Каждая из таких структур создается, когда в ней возникает необходимость, и сама собой распадается, если нужды в ней уже нет. Семья, по сути, это одна из форм общественной организации, имеющая свои преимущества и минусы.

отношения в семье..jpeg

Значение семьи в жизни индивида

Важность семьи человечеством осознавалась всегда. Брачные отношения всегда оформлялись: скреплялись церковным ритуалом, государственной регистрацией. Существовала эта структура по определенным законам, как исходящими от властных структур, так и предписанным господствующей в обществе моралью. Почему же семье всегда придавалось главенствующее значение?

Изначально человек был слаб перед мощью природы, противостоять в одиночку стихиям было просто нереально. В дальнейшем появились новые сложности: противостоять потребовалось также власти, законам общества. Человек чувствовал свою беспомощность перед всем этим. Кроме того, объединившись в группы, легче было решать проблемы с жильем, добыванием пропитания, и конечно, воспитанием новых поколений. Прожить вне семьи были способны лишь единицы. Вести хозяйство в одиночку также представлялось нереальным, именно поэтому семьи старались обзавестись многочисленным потомством: дополнительные рабочие руки создавали достаток. Детства в его нынешнем понимании у древних людей не существовало: ребенок становился работником с того момента, как обретал способность хоть что-то делать самостоятельно.

Научно-технический и общественный прогресс привел к тому, что ценность семейного союза как единственного способа выжить ныне существенно снизилась. Сейчас большинство людей вполне способны вести независимую жизнь и обеспечивать себя всем необходимым. Поэтому создание семьи не является необходимостью, и человек может выбрать наиболее комфортный для себя образ жизни. Жизнь вне семьи сейчас отнюдь не означает одиночества, поскольку человек может стать участником каких угодно иных социальных групп, например, различных общественных или производственных организаций. Также современные люди имеют широкие возможности для общения с друзьями, а публичные личности (актеры, шоумены, политики, преподаватели и так далее.) вообще постоянно находятся в гуще народа.

Нужно упомянуть и о реализации сексуальных потребностей. В стародавние времена они могли быть удовлетворены только в рамках семейных отношений. Над половой жизнью каждого человека, по сути, был установлен строгий контроль, необходимость которого диктовалась не одними лишь религиозными ограничениями. Отсутствие средств предохранения предполагало, что каждый внебрачный контакт может иметь следствием рождение ребенка, а это сразу создавало массу серьезных проблем. Сейчас свободная интимная жизнь вовсе не связана с появлением потомства, поэтому и значение брачного союза в этом смысле обесценилось.

Однако для многих людей семья очень важна и сегодня. Особенно большую роль играет то, что теперь люди вступают в брак часто не с целью рождения детей, а в силу общих интересов и склонности к похожему образу жизни. Нынешним супругам важно иметь аналогичные увлечения и политические взгляды, похожие профессии, получать совместное удовольствие от каких-то развлечений или занятий. Иногда семьи создаются, чтобы отправляться вместе в путешествия или организовать общий бизнес. Существуют творческие (например, музыкальные) семейные коллективы.

семейные споры..jpg

Семья как структура

Как социальная организация семья может иметь достаточно сложную структуру. Центром семьи, или ее ядром, считаются муж, жена и их дети. Кроме того, в семье могут присутствовать и представители других поколений и родственных ответвлений: бабушки, дедушки, сестры, братья супругов, дети и сестер и братьев. Таким образом, семья может иметь несколько подсистем, каждая из которых занимает определенное место и наделяется своими правами и обязанностями.

Чтобы полнее описать структуру внутри семейных отношений, используют понятия связи и иерархии. Под связью подразумевается уровень психологического сближения членов семьи: непродуктивной считается как чрезмерно тесная, так и явно слабая связь.

Иерархия – это распределение командных и подчиненных ролей в семье. Классические семейные союзы подразумевают неравноправие. В подавляющем большинстве случаев это означает, что главенствующая роль отдается мужу, а жена обязана его слушаться. Но есть социумы, где все прямо противоположно: главой семьи является жена. К примеру, обитающее в Северной Африке племя туарегов исповедует матриархат. Это же относится и к детям: в классическом варианте семьи они занимают низшее положение и обладают минимумом прав, но в некоторых социумах как раз детям отводится «царственная» роль, а все остальные угождают им.

В современном обществе большинства цивилизованных стран проповедуется полное равноправие как между супругами, так и между родителями (и другими взрослыми членами семьи) и детьми. Хотя, конечно, к детям это относится пока что в меньшей степени. Объясняется это возрастом детей, особенностями неокрепшей психики, потребностью в наставлении и опеке.

Основные функции семьи и их описание

Нуждается ли человечество вообще в семейных союзах? Говоря о «ячейках», подразумевают, что семья – это мини-модель социума, а следовательно, она так же наделена большим спектром функций.

Природа «наградила» человека двумя основными функциями: детородной и воспитательной. Первая с самого начала была нацелена на размножение, то есть продолжение рода. Что касается воспитания, то эта функция гораздо сложнее. В примитивной форме ею обладают и животные: млекопитающие, птицы и некоторые другие виды, например, крокодилы. Само понятие воспитания основано на подготовке ко вступлению в самостоятельную жизнь. Детей необходимо прежде всего выкормить, защитить, привить им теоретические и практические навыки, ввести в социум и научить взаимодействовать с другими его членами.

Следующая функция семейного союза – реализация потребности в интимной жизни. Такую функцию семья получила еще в далеком прошлом, когда в древних сообществах назрела необходимость в контроле сексуальных контактов.

Еще одна семейная функция – ведение совместного быта и хозяйства с взаимным удовлетворением материальных потребностей. Трудовая деятельность, умноженная на усилия нескольких участников процесса, всегда эффективнее, нежели одиночная.

Другие функции семьи: реализация духовных потребностей (взаимное духовное обогащение, совместное творчество, досуг), рекреация (совместный отдых, релаксация, восстановление физическое и духовное), социализация (повышение культурного и морально-этического уровня), предоставление чувства защищенности, понимания, признания.

В сравнении с животными, семейные союзы людей наделены гораздо более глубоким значением. «Семьи» животных эволюционировали по мере совершенствования самого вида. Некоторые виды имеют даже признаки сложных семейных функций, в чем-то близкие к человеческим. Например, птицы после объединения в пару начинают строительство отдельного «жилища» – гнезда. Есть животные, ведущие совместное «хозяйство», причем с разделением труда: самец обеспечивает самку с детенышами пропитанием, а она заботится об охране потомства.

Типы семейных союзов

Семейные союзы классифицируются по ряду признаков

1. В зависимости от числа партнеров: полигамные и моногамные. Ядро моногамных семьях двое супругов – муж и жена. Этот тип самый распространенный. Полигамия предусматривает определенные ограничения, например, мусульманин не может иметь более четырех жен. Но сегодня в исламских социумах все более распространятся моногамия, потому что далеко не у каждого имеются материальные возможности обеспечить каждую жену, в том числе приобрести для нее предметы роскоши.

2. В зависимости от количества детей: семьи бездетные, с одним ребенком (однодетные), двумя (малодетные) или несколькими (многодетные) детьми.

3. В зависимости от состава: простые (супруги и их дети), сложные (бабушки, дедушки и иные родственники). Также существует деление на полные (отец, мать и дети) и неполные ( один из родителей и дети или бездетная пара) семьи.

4. В зависимости от отношений между супругами и детьми: в семье имеются совместные, рожденные в браке дети; дети одного или обоих супругов от предыдущих браков; усыновленные дети.

5. В зависимости от способа выбора супруга: эндогамные (брак между членами одного племени, клана, иной социальной группы) и экзогамные (брак между представителями различных групп).

Иногда типы семейных союзов различают по:

  • месту проживания: матрилокальный, патрилокальный и неолокальный (семья живет с родителями жены, мужа или отдельно от тех и других);

  • наследованию фамилии (вновь образовавшаяся семья берет фамилию мужа или жены).

Есть и достаточные необычные типы семейных союзов. После распада СССР в бывших республик распространилось понятие «шведской» семьи, предусматривающей наличие в своем составе более двух партнеров. Этот термин – советское «изобретение», почему-то приписавшее шведам свободу нравов. По крайней мере, легенда о раскрепощенности, якобы царившей в Швеции, оказалась живучей. На самом деле большинство жителей этой страны выступают «за» классические браки, хотя к нетрадиционным формам семейных отношений и государственные структуры, и церковь современной Швеции относится весьма лояльно. Если разобраться, то миф, скорее всего, имеет американские «корни». Именно в США существовало такое понятие, как «шведский грешок». Возникло оно в середине прошлого столетия, когда на Западе и в США начали демонстрироваться фильмы шведского производства, шокирующие своими откровенными (по понятиям того времени) эпизодами. Повлиял также так называемый «шведский социализм» и категорическое уклонение Швеции от участия в НАТО: американские политические верхи начали «точить зуб» на шведов.

Отдельно следует поговорить об однополых семейных союзах. Сегодня во многих странах к данному вопросу относятся либерально. Некоторые государства (например, Швеция, Испания и Канада) разрешают регистрацию браков между представителями одного пола. Лютеранская церковь Швеции, во главе которой стоит король, дошла до того, что освящает такие брачные союзы.

Сегодня в странах Запада ведутся дискуссии по поводу возможности усыновления однополыми парами детей. Консерваторы категорически против подобного нововведения и объясняют свою позицию возможностью получения ребенком психологической травмы. Но, по мнению ученых, дети, имеющие однополых «родителей», развиваются совершенно нормально и имеют все те же проблемы, что и дети из обычных семей. А сироты, вынужденные расти в детских приютах, скорее именно там получат и психические, и физические травмы, не позволяющие вырасти полноценными членами социума; в то же время имея родителей, пусть и одного пола, они смогут стать счастливыми и уверенными в себе людьми. Разве две матери или два отца – это хуже, чем круглое сиротство?

Создание крепкого семейного союза

Вступление в брак не является инстинктивным побуждением, биологическим «призывом». Поэтому создавать семью под предлогом, что «так предназначено природой» – неправильно. Созданию семьи должна предшествовать серьезная подготовка, причем и моральная, и материальная.

Чтобы «ячейка общества» не развалилась под первым же натиском «житейских бурь», необходимо довольно много условий.

1. Наличие любовного чувства между партнерами. Без взаимной любви брачный союз станет формальным и не трансформируется в настоящие семейные отношения. Под этим понимается и взаимная внешняя симпатия, и общность взглядов, и схожесть интересов. Конечно, распространены и так называемые браки по расчету, когда из партнеров желает жить за счет другого, получить определенные выгоды (например, гражданство). И в СССР, и сейчас в России популярны фиктивные браки, также сулящие определенные выгоды. Но, как правило, подобные союзы недолговечны и распадаются, как только выполнены условия взаимной договоренности. А если они и сохраняются, то зачастую приносят одни разочарования, а особенно не комфортно в таких семьях родившимся детям.

2. Финансовое и материальное обеспечение семьи. Желательно, чтобы супруги имели постоянную работу, адекватный трудовой график и стабильный доход. Постоянная нехватка средств к существованию способна загасить даже сильные чувства. Неплохо, если супруги заранее обговорят, кто станет главным семейным «добытчиком».

3. Стабильное психологические состояние. Если супруги работают допоздна и являются домой озлобленными и валящимися с ног от усталости (а иногда и от принятой дозы алкоголя), то ничем хорошим такая ситуация не кончится. Кроме того, в таких семьях больше всего страдают дети, не получая должного внимания и впитывая пример дурного поведения. В счастливых семьях родители – уверенные в себе, позитивно настроенные люди, имеющие хороший общественный статус и достаточное количество времени для того, чтобы уделить внимание друг другу и детям.

4. Добиться всего вышеперечисленного не так просто, как думают иные. Нельзя полагаться на «авось», на «как получится», вступать в брак потому, что «так все делают». Такое отношение зачастую приводит к тому, что родители не могут обеспечить свое потомство самым элементарным, и в итоге в семье никто не чувствует себя счастливым. Нездоровая атмосфера, авторитарные способы воспитания – вот последствия легкомысленного отношения к вступлению в брак.

Необходимость «создать семейный очаг» по сути, сейчас перестала быть необходимостью. Если люди не готовы к созданию прочного семейного союза – не стоит пытаться делать это, дабы не навредить ни себе, ни партнеру, ни будущим детям. Возможно, следует реализовать себя в иных социальных группах, благо в наше время выбор вариантов достаточно широк. Многие исследователи считают, что на современной стадии развития общества актуально «разделение обязанностей»: одни люди создают семьи и рожают детей, а другие обеспечивают подрастающие поколения товарами, знаниями, лечением, защищают от всяческих катаклизмов (например, от военной угрозы). То есть за детей и их будущее несет ответственность все общество, воспитание и социализация ведутся коллективно. Таким образом, роль биологических отца или матери теряет то огромное значение, которое она имела раньше. Чтобы стать полноценным членом общества, мало родиться, нужно еще попасть в правильное окружение, социализироваться.

Широкий масштаб эта теория получила лишь в наши дни, хотя задумывалось о ней человечество давно. Некоторые идеи на эту тему развивает Лев Толстой в романе «Анна Каренина», и делает он это устами супруга Анны.

В раннехристианских общинах провозглашался отказ от классической формы брака. Появившиеся от свободных отношений дети должны были содержаться и воспитываться всей общиной. Впоследствии эти идеи не получили развития, так как после получения христианством статуса государственной религии официальная церковь взяла в свои руки в том числе институт брака. Манипулируя сознанием народных масс, церковь провозгласила свободные отношения грехом, а браки стала «освящать».

Предназначение человека преподносилось церковью также в упрощенном виде: во главу угла было поставлено размножение, а не развитие личности. Всячески поощрялось рождение большого числа детей, а к бездетности отношение было довольно негативное. Возможности личности стали ограничиваться «семейным очагом».

Но какие-то элементы теории общинного воспитания сохранились. Так, большое значение придается «крестным» родителям, духовным наставникам, которые обязаны способствовать социализации своих «сыновей» и «дочерей», развитию их творческих способностей.Что касается биологических родителей, то их роль – материальное обеспечение ребенка. Правда, в реальности вышло так, что действительно хороших духовных учителей получали дети привилегированных родителей, «низшие» же слои общества выбирали «крестных» для своих потомков чисто формально, имея целью лишь соблюсти традицию, ритуал. Почти всегда «крестными» становились малознакомые люди или просто родственники семьи, вне зависимости от их моральных качеств, умений, навыков воспитания подрастающего поколения и багажа знаний.

Оцените статью
4,56 (7)

Комментарии0
Комментариев пока нет, оставьте первый комментрий!
Ваш комментарий
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений